Как же узнать о новых статьях на блоге? Это просто!
e-mail-подписка блога Um-Krasa.ru Подпишитесь на e-mail рассылку и получайте новые статьи на почту:

Как приучить ребенка к самостоятельности

15.09.2012Детишки и родители



как приучить ребенка к самостоятельностиМы, как хорошие родители, всегда стараемся вырастить своих детей успешными, независимыми и самостоятельными. Только всегда ли правильно стараемся? Некоторые ошибки могут очень замедлить весь процесс обучения ребенка самостоятельности. Эта статья покажет вам эти ошибки. Как говорится: осведомлен – значит вооружен.

Как научить ребенка самостоятельности?

Мы, взрослые, уже забыли, что означает учиться «с нуля» самым простым вещам. А ведь для ребенка простые вещи пока еще не такие уж и простые. Но это не означает, что нужно делать все за ребенка. Если вы хотите приучить ребенка к самостоятельности, будьте готовы к терпеливости. Без этого ничего у вас не получится.

Ниже показаны 10 распространенных ошибок взрослых при обучении ребенка самостоятельности.

ОШИБКА 1. Торопить события.

Не стоит овладевать навыками, к которым ребенок пока не вполне готов психологически и физически. Конечно, вы можете научить двухлетнего малыша завязывать шнурки. Но потратите на это столько времени, что волей-неволей начнете раздражаться, и у ребенка останется неприятное ощущение, что учиться делать что-то самому — великая мука. В таком случае самостоятельность малыша будет под угрозой.
Как же надо поступить?

Если малышу что-то не дается, надо вернуться на шаг назад. Не получается завязывать узел? Продолжайте «приручать» давно знакомую молнию. А шнурки обязательно покорятся. Пусть даже и позже.

ОШИБКА 2. Тормозить любопытство и активность малыша.

«Не лезь туда — шею свернешь», «Не убегай за кусты — потеряешься!» — кричат с лавочек мамы и бабушки. Интерес к жизни и активность не даны нам раз и навсегда. Их можно как развить в человеке, так и подавить. Кроме того, дети часто запоминают только вторую часть конструкции: «шею свернешь», «заболеешь».
Вскоре маленький делает вывод, что кругом одни опасности и лучше не отходить от мамы ни на шаг.
Как надо поступить?

Ведь любопытный карапуз действительно легко может пораниться... Просто старайтесь быть рядом, когда ребенок активен. Залезайте вместе на горку, ходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, катайтесь вместе на роликах. Малыш «скопирует» ваше безопасное поведение.
Кстати! А если ему интересно совать в рот песок? Не ругайте, а переключайте внимание. Предложите не менее захватывающее занятие — посмотреть лягушек или построить шалаш из веточек. Вы достигнете очень важной цели: у ребенка останется ощущение, что он САМ принял решение отказаться от возни с грязью. А это еще один шаг навстречу самостоятельности ребенка.

ОШИБКА 3. Наказывать за самостоятельность или наказывать самостоятельностью.

Трехлетняя девочка за десять минут до прихода гостей вызвалась разлить по стаканам сок. Пролила пакет на пол. Мама в сердцах бросает: «Вот и вытирай теперь все сама!» Дочь в слезы — и потому, что страшно браться за кажущееся «неподъемным» дело, и потому, что чувствует себя неумехой.
Как надо поступить?

Принять участие в ликвидации катастрофы. И не забыть похвалить — даже если что-то разбилось, пролилось и поцарапалось. Ребенок ведь так старался! И если в один день вы будете учить маленького обслуживать себя, а в другой — ругать или отгонять его («Не лезь! Я спешу!»), вряд ли ему захочется делать что-то самостоятельно.

ОШИБКА 4. Делать за ребенка то, что он умеет/может делать сам.

Не стоит одевать ИЛИ кормить с ложки пятилетнего человека. Даже если очень спешите.
Как надо? Дети делают что-то медленно, когда им этого не хочется. Старайтесь заинтересовать!
Например, купите песочные часы. Если вы предложите ребенку надеть колготки за то время, что просыплется песок, наверняка он охотно включится в игру. И еще: иногда полезнее пропустить полдник, чем кормить завтрашнего школьника с ложечки.
Важно! Не упустите момент! Иногда родители предпочитают «не замечать», что малыш готов овладеть новым навыком. Восьмимесячный карапуз потянулся к чашке? Пусть пока пьет из бутылочки: «так быстрее и удобнее». На самом деле, если не овладеть этим базовым навыком вовремя, то, возможно, малыш не захочет пить из чашки и в полтора года. Просто потому, что в этом возрасте у него появится тяга к другим навыкам, а осваивать чашку станет уже неинтересно.

ОШИБКА 5. Требовать беспрекословного послушания.

Ребенок, которого жестко контролируют, учится во всем полагаться на чужое мнение. И в дальнейшей жизни привыкает подчиняться «авторитетам». Послушный ребенок постоянно подавляет собственные желания. Позже родители удивляются: Почему он сам еще ничего не хочет? На самом деле он УЖЕ ничего не хочет.
Как надо? Составьте постоянный список запретов — их должно быть не слишком много. Но уж если залезать на сломанные качели нельзя — значит, нельзя никогда. Почаще предлагайте малышу несложный выбор, например: «Что ты будешь пить — чай или компот?» Позвольте четырехлетнему мальчику самому решить  какого цвета рубашку ему надеть. Он также может решить самостоятельно, кого позвать на день рождения. Казалось бы простые решения, но именно так ребенок научится отделять собственные желания от ожиданий окружающих. Это поможет приучить ребенка к самостоятельности и в будущем он не будет испытывать затруднений с принятием решений без чьих-либо подсказок.

ОШИБКА 6. Сравнивать малыша с другими детьми.

«Посмотри на мальчика — он сам умеет одеваться!», «А Катя уже моет руки сама, хотя ей тоже три годика!».

В этом случае ребенок начинает сомневаться, на самом ли деле его любят родители. А может они  больше любят соседскую Катю? В результате вместо того, чтобы тянуться за «положительным героем», ребенок испытывает чувство беспомощности и все чаще канючит: «Маам, одень меня!» А как еще убедиться, что тебя по-прежнему любят?
Как надо делать?

Устройте соревнование ребенка... с самим собой. Это более правильная стратегия на пути обучения самостоятельности ребенка. Например, месяц назад ребенок еще не чистил зубы сам — а сейчас чистит; год назад не умел быстро одеваться — сейчас его успехам позавидует солдат-срочник...

Хорошим помощником будет красивый журнал успехов. Записывайте туда все достижения своего любимого чада и просматривайте этот журнал вместе с малышом время от времени. Видя прошлые успехи ребенок с большим удовольствием будет идти к к новым достижениям.

Кстати, когда ребенок будет взрослым, ему тоже будет интересно посмотреть, как же он обучался в детстве.

ОШИБКА 7. Предупреждать все желания отпрыска.

Помощь, о которой малыш не просил, только задерживает его развитие.
Как надо? Годовалый человек, пыхтя, покоряет горку на детской площадке? Страхуйте, но не помогайте. Оставил на лавочке машинку? Не бросайтесь за ней. Лучше обратите внимание маленького: «Смотри, машинка отстает!» Наверняка малыш захочет сходить за ней сам. Не убрал на место мозаику? Поиграйте в «тепло-холодно» — ребенок охотно вспомнит, где лежала игра, и уберет ее на место. Это поможет ребенку научиться самостоятельности.

ОШИБКА 8. Ограничивать полет фантазий.

Да, оранжевых зайцев не бывает. И кубики в конструкторе не принято складывать вверх ногами. И все-таки подождите вмешиваться: «Дай покажу, как надо!»
Как надо? В игре не ребенок должен «идти» за вами, а вы за ним. В противном случае малыш сначала будет отмахиваться от вас, а потом просто не захочет ничего делать.

ОШИБКА 9. Требовать работы «на результат».

самостоятельный ребенокЭто вам важно, чтобы посуда была вымыта быстро и чисто. Малышу интересен процесс: ведь он не только учится мыть тарелки, но заодно изучает свойства воды, наблюдает, как ведет себя губка, — одним словом, знакомится с окружающим миром.
Как надо? К любой малышовой помощи относитесь как к развивающей игре. Спешите? Поручите ему помыть уже помытую тарелку (параллельно с ним режьте еще одну «запасную» картофелину для салата и т. п.).

ОШИБКА 10. Думать, что если «показали 100 раз» значит, показали хорошо.

У детей есть особенности восприятия, которые необходимо учитывать. Помните, что ребенок пока только учится делать все самостоятельно.

Как надо?

Обязательно разбивайте задачу на этапы и проследите, чтобы ребенок переходил к следующему, только овладев предыдущим. Например, малыш хочет сам кормить любимую кошку. Сначала запоминаем, как правильно отвинчивать крышку у пакета с молоком. Затем учимся наливать молоко в мисочку. Потом тренируемся доносить кошачий завтрак до места, не вылив его по дороге на ковер. Затем доводим до автоматизма привычку мыть после кормления руки.

Ну, вот и все, что хотелось рассказать по этой теме. Теперь вы знаете, как приучить ребенка к самостоятельности. Да, с ребенком нужно быть терпеливым как в процессе обучения, так и после него. Помните, что  самостоятельность легче заложить в детстве. Это поможет вашему ребенку выработать правильные привычки и потом ему не придется переучиваться. Кроме того, если вы будете делать хотя бы часть из того, что здесь описано, то ваши отношения с ребенком только выиграют от этого.

И еще… План обучения ребенка самостоятельности вам следует обговорить со всеми взрослыми в вашей семье. А то бывает такая ситуация, что папа с мамой делают все для обучения ребенка, а бабушки с дедушками балуют его. Правда, бывает и наоборот.

Желаю, чтобы ваш ребенок вырос самостоятельным, успешным, любящим вас и с любопытством познавал окружающий мир.

А если у вас есть свои методы, как приучить ребенка к самостоятельности, поделитесь в комментариях.

Рекомендую, уважаемые читательницы, получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить выход новых материалов на этом блоге.



С наилучшими пожеланиями, Um-Krasa.ru

Нравится

Один комментарий

  1. Светлана | 14.11.2015

    полезные советы, некоторые возьму на вооружение а то мой сорванец распоясался вконец

Оставить комментарий: